Best-club - портал хорошего настроения!
→◊ Библиотека ◊←
Меню сайта
  • Драмы
  • Ужасы
  • Фэнтези
  • Боевики
  • Мистика
  • Комедии
  • Триллеры
  • Мелодрамы
  • Фантастика
  • Мультфильмы
  • Приключения
  • Связь с админом
  • Список пользователей
  • Полная статистика сайта
  • ТОП наград
  • Переводчик
  • Конвертер величин
  • Проверка правописания
  • Раздача ICQ
  • Оставить отзыв о сайте
  • Раскрутка сайтов

  • Поиск по сайту
    Введите ключевое слово
    для поиска



    Статистика сайта




    ProfiSmart TOP webgari.com Рейтинг сайтов

    Каталог сайтов

    bodr_top
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Зарегистрировано:
    Всего: 1117
    Парней: 1070
    Девушек: 47
    Последний: molodoo

    Облако тегов
    Важная информация
    Главная » Статьи » Рефераты » Философия и религия

    диалектика
    1)Историческое развитие диалектического понимания мира.
    2)Законы диалектики и категории.

    1.Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,противоположного и противоречивого,возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
    Сама эта борьба объективно предпологает необходимость диалектики-научной теории
    развития,метода познания природы,общества и мышления.
    Всё,что происходит в мире,а именно:изменение,движение и развитие-подчиняется законам диалектики.Диалектика как наука составляет душу марксизма,представляет собой стройную систему экономических,социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
    Чтобы понять диалектику,надо выяснить некоторые исходные положения.Диалектика
    как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.
    Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
    1)Под дилектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей ,
    процессов,действующих в мире независимо от сознания человека.Это диалектика природы,
    диалектика общества,диалектика мышления,взятая как объективная сторона мыслительного процесса.Это объективная реальность.
    2)Субъективная диалектика,диалектическое мышление.Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
    3)Философское учение о диалектике или теория диалектики.Выступает как отражение отражения.Называется учением о диалектике,теорией диалектики.
    Диалектика может быть материалистической и идеалистической.Мы рассматриваем материалистическую диалектику.Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы,в которой каждый закон,каждая категория занимают строго определён-
    ное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм бытия,диалектических закономерностей движения и развития.
    Диалектика как категория имеет ряд характеристик.Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.
    Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том,что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может.
    Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта,распространяя его с индивида на род.
    Диалектика как теория развития.Гегель установил,что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений,истина заключается в самом процессе познания,в длительном историческом развитии науки,поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие,но никогда не достигающей такой точки,от которой найдя абстрактную истину,не должна созерцать сложа руки.
    Все общественные порядки,сменяющие друг друга в ходе истории,представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей.Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий,которым она обязана своим происхождением.Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
    Диалектика как учение о единстве противоположностей. "Диалектика-есть учение о том,как могут быть и бывают тождественными противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны,превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности,-за мёртвое-застывшие,а за живое-условные,
    подвижные,превращающиеся одна в другую."
    Диалектика как метод познания.По этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс мышления,который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его внешнее появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,
    как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней.
    Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики,но
    лишь,после освобождения её от её мистической формы,а это-то как раз и отличает от неё
    мой метод."
    Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном.Идея у Платона есть то изначальное целое,что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими,а не иными;есть всеобщее,являющееся основой всех отдельных вещей.Быть сущностью вещей и общим многим вещам,быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи.
    Критика Аристотеля идеи Платона:-"идеи Платона как самостоятельные сущности,отделённые от чувственно воспринимаемых вещей,не объесняют ни бытия идей,ни познания вещей".
    Идеи являются началом,объединяющим разрозненные факты в единое целое,
    в систему,они обеспечивают дальнейшеедвижение познания,находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.
    Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности,общения и рефлексии,изменяющих эту действительность.
    Идея,в отличие от материи,есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания,проект будущего развития действительности.
    1)Метафизика.Философское учение о сверхчувственных принципах бытия.Она представляет собой философский метод,рассматривающий явления в их неизменности,вне системы,в независимости друг от друга,отрицающий внутренние противоречия как источник
    их развития.
    2)Догматизм-возникает на основе метафизики.Он как метод предпологает метафизически одностороннее,схематическое,окостеневшее мышление,оперирующее догмами.Слепая вера в авторитеты,защита устаревших положений составляют суть догматизма.В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму,политическому авантюризму.
    3)Софистика-учение,основанное на преднамеренном нарушении законов логики,путем приложения различных уловок,выдумки,головоломки,мнимых доказательств.
    Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём,используя недостаточность логического и семантического анализа.
    4)Эклектика-как метод предпологает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов,взглядов,теорий,элементов.Например,материи и сознания,бытия и жизни.
    Общим между категориями и законами является то,что и те,и другие отражают всеобщие законы бытия,всеобщие стороны и связи.Взаимопроникновение противоположно-
    стей,взаимопереход количества и качества,повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики,так же универсальны,как отношение,причина и следствие,необходимое и случайное,форма и содержание,выражаемые в соответствующих категориях.
    Различие категорий и законов.

    Различий категорий и законов возникайт на основе предмета отражения.
    1.а) Категория отражают общие связи,отношения,свойства и стороны
    объективной действительности;
    б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной
    действительности,но не отражают свойства и стороны.
    2. Категории и законы различаются по форме отражения.
    а) Категории являются особым видом внимания;
    б) Законы диалектики,как и другие,представляют собой особый вид суждений.
    Рассмотрим три закона диалектики:
    --- Закон единства и борьба противоположностей,
    --- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
    --- закон отрицания отрицания.
    Из этого нельзя сделать вывод о том ,что будто бы законы этим и ограничеваются.
    Законов целое множество,есть и не познаные.Но этим мы здесь выделяем основные.
    Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивостьхарактеризуют
    диалектическую суть взаимодействия элементов бытия,мировоззрения и методологии
    познанания и действия.Противоречивость бытия познается лучше тогда ,когда мы знаем
    что такое противоречие.Противоречие представляет собой определенный тип взаимо--
    действия различных и противоположных сторон ,свойств,тенденций в составе той или
    иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных стремлений
    и сил .
    Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
    Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо исключающие
    и взаимопредпологающие друг друга стороны,тенденции того или иного целостного,
    изменяющегося предмета (явления,процесса).
    Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодей--
    ствие "полярных"свойств,изложений движения,развития.
    "Растение,животное,каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с
    собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению ве--
    ществ ,благодаря знанию,образованию и отмиранию клеток,благодаря происходящему процессу циркулиции-словом,благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений
    которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных
    фаз:эмбриональная жизнь,юность,половая зрелость,процесс размножения,старость,
    смерть"
    Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой
    объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал-му-
    жского и женского.Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых проти-
    вополдожностей,напротив,человек с любой точки зрения-анотомической,психологической,
    философской-есть подвижный результат двух начал.Вспомните миф о Меркурии-две
    Земли переплитаются в не поддающихся узорах,и только тогда,когда Апполон бросает
    золотой жезл,они образуют вокру него гормоническую фигуру.
    Любая ориентация,стремление опредиляет мужское в мужчине,женское в женщине.
    Движение слева направо,вверх,от центра к переферии-мужское.
    Справа влево,вниз,от переферии-женское.
    Отсюда минимум два вывода:
    1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
    2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
    Все направления легитимны тогда,когда имеется центр.
    Противоречие-выражает внутренний источник всякого развития,движения.Познание
    внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику
    от метафизики."Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей преметов"
    "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга
    обуславливающих),т.е.взаимодействующих противоположностей"."Единство тождества
    и различия-такова диалектическая форма противоречия"
    Противрположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие
    стороны диалектического противоречия.Противоположности,по словам Гегеля,"имеют
    против себя" не просто иное,а "cвое иное".Диалектика противоречия отражает двойственное
    отношение внутри целого:1.Единство противоположностей.2.Их борьбу.
    Типы (виды) противоречий:
    а) внутренние и внешние.Внутренние противоречия-это противоречия между элиментами
    структуры;а внешние -это противоречия различных систем,явлений.Общество и природа,организм и среда.
    б) Основные и неосновные,главные и неглавные.Пример:Взаимные превращения нейтрона,протона,электрона,мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий,но это не приведет к изменению атома-полярность ядра,электронные оболочки остаются!
    В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необхдимый момент развития,условие качественного изменения вещей.
    Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованого элемента в составе второго,что называется снятием.
    Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
    1) деструкции (разрушения,преодоления,изживания),прежнего;
    2) кумуляции (накопление,суммирование)-(частичного сохранения,препятственности,трансляции);
    3) конструкции (формирования,создания нового).
    Отрицание отрицания предпологает цикличность,относительную повторяемость поступаемость.
    Примеры диалектического отрицания в истории России:
    1.Переход от языческой веры вк православной-Крещение Руси-это поворот к Западу отрицанием Востока.
    2. Татаро-монгольское иго-переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.
    3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
    4. Револиция 1917 года-вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
    5. Идет перестройка-признаки идеализации Запада.Неужели опять,уже третий раз ориентировка на Запад?
    Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
    1. Качество-это совокупность свойств,указываемых на то ,что представляет собой вещь,чем она является.
    2. Количество-это совокупность свойств,характеризующих величену вещи,ее размеры.
    1. Качество-такая определенность предмета (явления,процесса),которая характеризует его как данный предмет,обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к класу однотипных с ним предметов.
    2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств,выражаемая в величинах и числах.
    Каждая отдельная вещь обладает бессчисленным количеством свойств,единство которых означает ее качество.
    Мера-диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений,в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
    Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.
    Свойство-сторона предмета,обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.
    Своиства бывают специфическими и общими;
    -главными и неглавными,
    -необходимыми и случайными,
    -существенными и несущественными,
    -внешними и внутренними,
    -совместимыми и несовместимыми,
    -отдельными и неотдельными,
    -естественными и искуственными,
    3. Категории диалектики разнообразны,сложны по своей природе.Они выражают;
    1. Универсальные связи бытия.-Единичное и общее.Явление и сущность.
    В мире все взаимносвязано.эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.
    Формы взаимосвязи могут иметь форму:связи единичногои общего;части и целого; индивидуального и варируемого и т.д. Диалектика позволяет познать сложные истины,противоречивые универсальные связи бытия,используя категории.
    Философские понятия,отражающие универсальные связи бытия,образуют группу категорий диалектики.
    Эти категории,как правило,парные:отражают"полярные" стороны явлений,вещей,процессов.В процессе познания категгорий,отражающих многообразие связей реальногомира,можно выделить два категориальных ряда:
    а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия.К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики:"единичное и общее","многое-единное","сходство-различие","качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д.
    б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации.К ним относятся:"явление-сущность","причина-следствие","случайность-необходимость","возможность-действительность" и д.р.Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальнами",а "второй"-"вертикальным".
    Даем смысловое разъяснение категорий:
    1) Единичное и общее.Свойства и связи,присущие только данному образованию,отсутствующие у других называются единичными.Единичное характеризует отдельный предмет ,явление,вещь,отличающуюся по своим пространственным,временным и другим свойствам от иных.Все то что неповторимо в явлении присуще только ему,отсутствует у других явлений,можно назвать единичным .Общее-то,что повторяется в других явлениях,что присущее не одному,а многим явлениям.Общее-это объективно существующее сходство единичных предметов,их однотипность,принадлежность к одной и той же группе.
    Общее существует в отдельном,отдельное выражает черты общего.Над единичным "властвует" общее,которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчевое;единичное умирает,но род живет.
    Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы,rоторые имеют единтичное наряду с повторяющимися сввойствами-неповторимое.
    2) Явление и сущность.Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.
    Внешние,наблюдаемые,означаемые,более подвижные,изменчивые характеристики предмета называется явлением.Внутренние ,глубинные,скрытые,относительно устойчивые характеристики предметов,определяющие их природу,называются сущностью.Эти явления выступают комплексно,как совокупность.
    Одни утверждают:форма проявления и сущность вещей совпадают.Если это было бы верно,nогда наука была бы излишней.
    Другие предпологают:явление и сущнось не имеют общую связь.Если это считать верным,nо тогда невозможно познания сути вещей.По Канту явление-это форма опытно постигаемого человеком бытия.
    Платон:сущность тождественна идеи (эйдосу) ,она не сводима к телесным,чувственновоспринемаемым формам бытия.Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.
    Аристотель: сущность-это вещи,наделенные особой активностью форм как некоторый принцип,олицетворяющий косную материю,в совокупности с которой и образуются все вещи.Заключение.
    Сущность вещей материальна,представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей,и существует она независимо от человеческого сознания.Существуя реально,онаорганически связана с явлением,раскрывает свое содержание только в нем,через него."Сущность-по Ленину-является,явление-существенна".
    Структурные связи.-Часть и целое;Форма и содержание;
    Элемент и структура.
    Расположение вещей бывает:
    а) либо стуктурное
    б) либо хаотическое
    Любая структура составляет целое,которое состоит из частей.Целое,в известной степени,
    рассматривается как результат сочитания частей того или иного предмета,а части-как такие
    "предметы",которые в своей совокупности образуют новые,сложные предметы.
    Такое утверждение примитивно,прямолинейно.Целое может быть и сбором составляющих частей,где части могут быть собраны спонтанно.Такое целое не представляет ценности.Целое должно иметь целостность.Целостность имеет различные типы:
    а) сруктурный тип целостности отражает связи строения.
    б) функциональный тип целостности-принципы действия.
    в) генетический тип целостности характеризует развитие.
    Целое представляет собой предмет,включающий в себя,в качестве составных частей,другие,органически связанные между собой предметы,и обладающие такими свойствами ,которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.
    С категориями сущность и явление,часть и целое тесно связаны категории-содержание и форма.Под содержанием понимается категория материалистической диалектики,обозначающая совокупностьвсех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений,свойственных явлению.Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания,его структура.Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого.Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи
    и взаимозависимости.
    Понятие "часть" представляет собой характеристику,"винтик","клеточку" целого.
    Связи детерминации.Детерминизм-это учеие о всеобщей взаимообусловленнсти
    объективных явлений.
    В основе этого утверждения-универсальная связь всех явлений.
    Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия.
    Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких категорий,как "причина","следствие","закономерность","сущность","явление","необходимость" и "случайность","свобода","возможность","действительность".
    Эти категории используются,как парные категории.Характеристики их:
    1.Причина и следствие.
    а) Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов,их составляющих,обуславливающее соответствующие изменения.
    б) Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.
    2.Необходимость и случайность.
    а) Необходимостью называются свойства и связи,обусловленные внутренними причинами вещи,явления,внутренней природой элементов,составляющих материальное образование.
    б) Случайностью называются свойства и связи,имеющие причину своего существования в другом,обусловленные стечением внешних объстоятельств.
    Случайность и необходимость,возможность и действительность.Что общего может быть между Наполеоном,который родился в 1760 г. и Гитлером,родившемся в 1889 г.-разница в возрасте 129 лет.Наполеон пришёл к власти в 1804 г.,Гитлер в 1933 г.-разница-129 лет. Наполеон напал на Россию в 1812 г.,а Гитлер в 1933 г.-опять разница -129 лет.Наполеон проиграл войну в 1816 г.,а Гитлер в 1945 г.-разница 129 лет.
    3.Возможность и действительность.
    а) Возможностью называется тенденции ,предпосылки возникновения и развития,а действительностью называется то,что уже появилось реально.

    Категория: Философия и религия | Добавил: Sol-Badguy | Дата: 14.03.2009 | Просмотры: 1983 | Рейтинг:
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Гость, добро пожаловать на best-club! Тапки в углу, пиво в холодильнике. Располагайся:) Для получения большего комфорта войди как пользователь или зарегистрируйся.



    Обмен музыкой [?]
    Открыть в новом окне

    Партнёры





    Опрос

    Что бы Вы хотели видеть на нашем сайте в большем количестве?
    Всего ответов: 36

     
    Best-club team © 2008 - 2024

    SiteMap Партнёры и друзья Поддержать проект
    Третий Мир: Война Королей - Форум
    Администрация сайта не несёт ответственности за материалы опубликованные на сайте! Все материалы исключительно для ознакомления!
    Мини профиль