Основана: Январь 1994 года, Восточная Германия Статус Группы: Действует Состав Группы: Gert Hof (директор группы) Till Lindemann (вокал, тексты) Richard Kruspe-Bernstein (гитара) Paul Landers (гитара) Oliver Riedel (бас-гитара) Christian "Flake" Lorenz (клавишные) Christoph "Doom" Schneider (ударные) Жанр (Genre): Rock Стили (Styles): Progressive Metal, Industrial Metal, Alternative Metal, Heavy Metal Тональности (Tones): Menacing, Ominous, Gloomy, Nihilistic, Malevolent, Thuggish, Aggressive, Brooding, Angry, Hostile Авторы песен группы: Till Lindemann, Martin L. Gore, Richard Kruspe- Bernstein, Riedel Генетическая связь с группами: Die Firma (Кристоф), Feeling B (Пол и Флаке), First Asche (Тилль), Orgasm Death Gimmick (Рихард), The Inchtbokatables (Оливер) История Rammstein. Говорят, что в переводе с греческого, слово Rammstein означает "чудо", "необыкновенное событие", "феномен". Не известно, правда ли это, но то, что подобный перевод очень ярко характеризует немецкую металлическую группу Rammstein - факт, пожалуй, неоспоримый. Они культовые? Они сумасшедшие? Может быть... "Раммштайн", можно сказать, успешнейшая и самая спорная рок-группа Германии, и понять ее нелегко, но с кем-либо перепутать или вовсе не заметить просто нельзя. Мнения о "Раммштайн" кардинально расходятся: одни находят их слишком грубыми, скандальными, сексуальными и женоненавистническими, и всячески отрицают их творчество. Другие восхищаются их уникальным сценическим шоу, фантастическими видеоклипами, суровым, но не таким уж идиотски- банальным содержанием текстов. Некоторые обвиняют их в праворадикальных и даже нацистских взглядах, приписывают в вину музыкантам выходки их ошалевших поклонников. Но как бы то не было, группа, чьи песни пробились в верхние строчки хит- парадов всего мира, чья музыка звучит в культовых фильмах и рекламных роликах, кому солидные музыкальные журналы посвящают престижные полосы, заслуживает пристального внимания и изучения. Особый интерес к "Раммштайн" в России придает, видимо, то обстоятельство, что сей "феномен" зародился в чем-то близкой нам по духу Восточной Германии (ГДР). Группа совершила прорыв в современной музыке - все их песни написаны и поются исключительно на немецком языке, который прежде в мире никогда особенно музыкально-песенным не считался. Группа, впоследствии названная Rammstein, была образована в начале 1993-го года Рихардом Круспе, Тиллем Линдеманном и Христофом Шнайдером. Собравшись в полном составе, участники новоиспеченной команды принялись за сочинительство и репетиции. За сочинение текстов стал отвечать Тилль. Сочинением музыки занимались коллективно. [Вообще концепция придумывания новой песни выглядит примерно так: Тилль приносит текст, говорит, какую мелодию он предполагал в качестве основы, и музыканты, основываясь на структуре текста и полученных рекомендациях вокалиста, начинают импровизировать, мало- помалу выстраивая гармонию. По мере прохождения времени, у каждого из участников Rammstein появляются какие-то идеи, приемы, которые выносятся, так сказать, на консилиум, и потом, если всех все устраивает, начинается "обкатка" песни, ее шлифовка, которую обычно делают продюсер и звукорежиссер. Хотя, конечно, зачастую то, что сначала пробуют "на зуб" музыканты, в конечном итоге приводит к совершенно противоположным результатам, и песня получается принципиально не похожей на первый вариант.] Группа в тот момент нигде не выступала, играла лишь на вечеринках у друзей. Почти год, до середины 1994-го года, группа так и не имела названия. О нем задумались лишь тогда, когда с фирмой "Motor Music Gmbh" удалось подписать контракт на выпуск первой пластинки. Тилль: "Мы были вынуждены быстро придумать какое-нибудь название. Кто-то из нас сказал: "Rammstein". Это название все сочли очень хорошим: Ramm (таран) и Stein (камень) выражают движение, силу и твердость". "Rammstein" в буквальном переводе означает "таранный камень", а в Германии этим словом называют специальные каменные заграждения на тротуарах для автомобилей. Судьба, однако, сыграла с раммштайновцами злую шутку. Когда группа стала известной, многие стали интерпретировать название совсем по- другому, подозревая музыкантов в намеренной провокации. Дело в том, что в августе 1988 года на базе НАТО в маленьком немецком городке Rams+ ein (одно "м") во время проведения показательных полетов произошла трагедия. В воздухе столкнулись два истребителя и рухнули на головы зрителей. Пятьдесят человек было сожжено заживо, еще более 30-ти умерло затем в больнице, десятки были искалечены. Дело происходило в Западной Германии, и участники Rammstein об этом ничего не знали. А когда узнали, то единогласно решили съездить на место трагедии и увидеть его своими глазами. [На самом деле участникам группы было хорошо известно об этой трагедии, и они выбрали свое название именно в напоминание о ней. Правда, потом в интервью они начали регулярно менять "легенду", то открещиваясь от этой преднамеренной провокации, то признавая ее.]. Со временем само название Rammstein стало для противников группы своеобразным красной тряпкой, а команда оказалась в роли общественного провокатора. Одна из первых написанных песен группы была посвящена как раз вышеупомянутой трагедии. Эта одноименная композиция (Rammstein), появившись в ответ на злобные выпады, быстро стала своеобразным гимном группы. Интересно, что после этой скандальной истории сами музыканты иногда утверждали в интервью, что название появилось именно как напоминание о катастрофе. Весь 1994-й год участники новоиспеченной команды посвятили поискам своего неповторимого стиля и звучания. Все раммштайновцы играли до этого в группах с совершенно разными стилями, но, по их словам, никто из них не был творчески удовлетворен. Собравшись вместе, они скорее знали, какую музыку не хотят играть: "Наш стиль стал совсем не тем, что мы сначала искали, и вышел за рамки понимания. Мы не хотели делать пародию на американскую музыку или что-то похожее на панк. Это должно было быть что-то, что мы могли делать все вместе..." От концерта к концерту раммштайновцы пытались все больше удивить и шокировать публику, формируя свое отличительное, ни с чем не сравнимое шоу. Шоу- эффекты для хеви-групп - это давняя традиция: в 70-е годы ужасные шоу показывал Элис Купер, выставляя на сцене гильотину и т.п., "Rolling Stones" игрались на сцене с гигантскими надувными членами, "KISS" на сцене плевали огнем и кровью. Раммштайновцы начали использовать спецэффекты первыми из немецких групп, т.к. до них это делали только интернациональные коллективы. "Нам нравится грохот и огонь, - говорит Рихард, - сначала мы хотели просто играть тяжелую, громкую музыку как "Metallica". Но мы выглядели просто слишком добропорядочными и невзрачными, а мы не так легкомысленны, как американские рокеры. Поэтому мы всегда ставили на сцене много спецэффектов. Наш воинственный стиль не придуман, он самостоятельно развивается. Но есть живые сцены, которые для некоторых на границе хорошего вкуса и безвкусицы". Очень скоро выявилась коллективная любовь участников группы к огню и всяческим пиротехническим эффектам. Особенно это вдохновляло Тилля, который принялся собственноручно конструировать различные взрывные механизмы: "Огонь очаровывает меня. Однажды я принес с собой два больших фейверка на выступление и взорвал их между двумя песнями. Народ ликовал, а я обжег себе руки. Я нашел все это безумно хорошей идеей - то, что я между песнями не стою просто так, а чем-то занят. Я сделал себе перчатки, которые "плевали" огнем, затем защиту от огня. Один раз на наш концерт из-за сцены выскочили пожарные. Благодаря этому я случайно узнал, что нужно специальное разрешение, чтобы "играть" с пиротехническими эффектами. Так я сдал экзамен по обращению с фейверками". В самом начале своей карьеры раммштайновцы сами пытались конструировать себе сценические "игрушки". Результаты этих экспериментов не всегда были безобидными. Наверное, в музыкальном мире не найдется группы более обожженной и покалеченной от своих же выдумок: "У нас есть знакомый, который был иностранным легионером и он доставал нам "ТНТ" (динамит), чтобы мы могли делать бомбы. Мы положили взрывчатку в фотокассету, а потом засунули в купленную на рынке рыбу, чтобы испытать ее действие. Результат был таков: рыба совершенно исчезла, и от нее ничего не осталось. А однажды на фестивале в нашем гардеробе взорвалась такая коробочка... Это был плохой номер. Теперь мы используем только проверенные взрывные снаряды". В январе 1996-го года вышел сингл "Seemann" (Моряк), а так же видеоклип на эту композицию, снятый в Гамбурге под руководством продюсера Лазло Кадара. Как раз в это время группа начала уделять больше внимания визуальной стороне своего творчества. Порой это приводило к неожиданным последствиям. Свой дебютный альбом раммштайновцы разослали многим известным режиссерам с целью убедить кого- либо из них снять клип для группы. Именно так альбом оказался у культового режиссера Дэвида Линча, поклонниками творчества которого являлись ребята (среди прочих, диск отправили так же Тарантино, Карпентеру и Ридди Скотту). Линч, правда, от предложения отказался - в самом разгаре у него были съемки фильма "Шоссе в никуда" и отвлекаться на какой-то клип ему было некогда. Но спустя два месяца Линч неожиданно связался с группой. Помог случай. Когда Линч с женой ехал на съемки, она поставила пришедший по почте диск в проигрыватель. Музыка так понравилась Линчу, что он решил включить в саундтрек снимаемого фильма две композиции этой начинающей группы: "Rammstein" и "Heirate mich" (Выйди за меня замуж). Фильм Линча, как и музыка Rammstein, сделан в традиции страшных историй, в духе черной романтики. Обе композиции Линч использует в тех моментах фильма, где ужас достигает своего апогея. Как пояснили сами музыканты: "Дэвид не понимает по-немецки ни слова, но это не имеет никакого значения; для него была важна атмосфера песен. Он инстинктивно чувствовал, что наше видение мира очень близко ему. Ведь в его фильме, говоря упрощенно, речь идет о шизофрении, опасности, одержимости, о личном апокалипсисе. А это некоторые из тем, разрабатываемых нами с самого начала. В этом отношении сотрудничество представляется вполне логичным. У него и у нас постоянно идет речь об искусстве провокации и о провокации в искусстве". Фильм, вышедший на экраны всего мира в августе 1996 -го года (в Европе - в апреле 1997 -го года), значительно способствовал долгожданному приобретению Rammstein всемирной известности. Теперь на них обратили внимание и в Америке. Почти весь 1996-ой год группа провела на гастролях по Германии и соседним странам, участвовала в многочисленных международных фестивалях. 27-го Марта раммштайновцы впервые появились на шоу MTV "Hanging Out". Тогда же у группы появляется первый официальный фан-клуб. Тексты, сочиненные Тиллем для нового альбома, образны, символичны, иногда даже поэтичны и отличаются этим от текстов других немецких рок-групп. Его стиль простирается от лирических, символичных картин ("Под пупком, в зарослях, ждет уже белая мечта... И стряхни мне листву с дерева..."), до банальных, провокационных высказываний ("Нагнись, отверни от меня свое лицо. Твое лицо мне безразлично") Название альбома "Sehnsucht" выбрано участниками коллектива не случайно. Слово "Sehn" (мания, влечение) как часть названия проходит красной нитью через все песни альбома. Песни Rammstein вызывают разные, порой противоречивые ассоциации и многими по-разному интерпретируются. Это Это хорошо видно на примере песни "Klavier" (Пианино): "Вы говорите мне - открой эту дверь. Любопытство становится криком, что же кроется за... За этой дверью она сидит за пианино, но она больше не играет. Ах! Как давно это было! Я лил ее кровь в огне моей ярости. Я закрыл дверь..." Удручающая атмосфера этих строчек напоминает страшные фильмы Альфреда Хичкока. По словам Тилля, в тексте речь идет о мыслях и чувствах убийцы: "Klavier" - моя любимая песня на диске. Над текстом я работал два года, начав с беззаветного романтического, любовного стихотворения, посвященного учительнице музыки, и потом развив его в гротеск и сюрреализм". Много недоразумений в тексте к песне "Buck dich" (Нагнись), при этом речь в ней идет о неспособности человека любить другого по-настоящему. Тилль: "Инспирировал меня к написанию этого текста фильм, который потряс меня до глубины души. Один "мешок с деньгами" хочет испытать полное удовлетворение от всего, что касалось бы секса. Но все это безуспешно, потому что, то единственное чувство, которое действительно наполняет человека - желание любить и быть любимым - нельзя купить за деньги". Еще один пример, песня "Tier" (Зверь) о насилии над детьми. Тилль: "Когда мужчина насилует ребенка, он становится на одну ступеньку, делящую его со зверем. Инцест, насилие, сексуальные домогательства - самые отвратительные преступления. Меня эта тема очень задевает. Я был потрясен, когда услышал об изнасилованных девочках в Бельгии, которые были убиты. У меня самого есть дочь. Когда я представляю себе, что такое может случиться с моей дочкой, я не знаю, что бы я сделал... " Песню "Bestrafe mich" (Накажи меня) многие рассматривают из-за двусмысленности как дешевый садомазохизм. Однако в действительности она описывает отношения человека к Богу. Тилль: "Я думаю, что Бога нет. И если он есть, и он фактически допускает все несчастья на этой земле, тогда он должен меня наказать вместе с другими страдающими. Я не стану молиться такому Богу". Песня "Alter Mann" (Старик) глубокомысленная, философская, с лирическими картинами, которых от Rammstein никто не ожидал: "Вода должна быть твоим зеркалом. Только когда она будет гладкой, ты можешь увидеть, сколько сказок тебе еще осталось". Тилль: "Это ода старости и бренности бытия. В моем коротком отпуске на Мальдивах я видел старика, который с утра до вечера подметал пляж перед бунгало. Как только он заканчивал, кто-то вновь делал "рябчики" на песке. Старик просто снова произвольно начинал все с начала. Равнодушие и его невозмутимое спокойствие произвело на меня сильное впечатление. Точно так же и в жизни - все вечно возвращается на круги своя, только каждый раз немного иначе". 1 апреля 1997 года в свет вышел первый сингл с нового альбома под названием "Engel" (Ангел), который тут же попал в первые строчки немецких чартов. Интерес к группе в связи с успехом "Engel", отразился на продажах первого альбома "Herzeleid". Он еще выше поднимается в немецких хит-парадах, достигнув к маю 14-й позиции. В то же самое время выпускается еще один сингл, на этот раз с ремиксом на "Engel", сделанным одним из друзей группы. На этом же сингле впервые появляются две новые, ранее не выпускавшиеся композиции "Wilder Wein" (Дикое Вино) и "Feurrader" (Огненное колесо), которые не попали затем в альбом. 21 июля в свет вышел второй сингл с будущего альбома с композицией "Du hast" (Ты Имеешь). В начале августа первый альбом "Herzeleid" и сингл "Engel" стали золотыми, число проданных дисков достигло 450.000 экземпляров. К моменту выхода альбома "Sehnsucht" в августе 1997 года интерес к Rammstein был настолько высок, что альбом почти сразу занял первую строчку в немецком хит-параде. В мае 1998 группа гастролировала по Португалии, Испании и Франции, после чего вернулась в родную Германию, где участвовала в различных фестивалях (в основном, в качестве хэдлайнера) и дала десяток сольных концертов. 9 августа Rammstein выступили в Будапеште на фестивале "Pepsi Island". 22 и 23 августа в Берлине Rammstein приняли участие в "Wuhlheide Festival" (вмести с Ниной Хаген и прочими немецкими знаменитостями), выступив перед 40.000 -ю зрителями. Раммштайновцы стали задумываться над тем, какой же будет третья пластинка. Стоит ли углубиться в электронную музыку? В апреле следующего, 1999 года, группа покоряла Южную Америку, выступив в Аргентине, Чили, Бразилии и Мексике. В этой связи интересен тот факт, что на 11 апреля был изначально намечен и объявлен концерт в Санкт-Петербурге в спорткомплексе "Юбилейный". Однако вскоре концерт был отменен. Что сыграло в этом решающую роль - нежелание организаторов совмещать на одной неделе немецких индустриальщиков из Rammstein с английскими киберпанками из "Prodigy" или политические интриги (разгар войны в Югославии и обострение отношений с Западом) - так и осталось загадкой. С января 2000 года группа окончательно прекратила свою концертную деятельность, уделив все внимание работе над новым студийным альбомом. Первое появление группы Rammstein на публике после долгого перерыва состоялось в Японии в конце июля 2000 года на фестивале "Фуджи-Рок". Свой же полноценный гастрольный тур группа начала с середины января 2001 г. концертами в Новой Зеландии, Австралии и Японии. В мае тур продолжится уже в родной Европе (Германия, Австрия, Швейцария).Новый альбом под названием "Mutter" (Мать) появился в апреле 2001 г. Разумеется, он повторил успех ранних альбомов группы, тиражи которых уже в то время перевалили за 2 миллиона копий. Итак, сегодня Rammstein, еще недавно никому не известная группа из Восточной Германии, входят в элиту мирового шоу-бизнеса. Их пластинки проданы тиражом более трех миллионов экземпляров. Они номинанты премии "Гремми", лауреаты европейских и американских премий MTV, премий "Echo" и "IPPI", а по итогам 1999 года признаны в Германии "Альтернативной сенсацией года". За первые пять лет активной деятельности, группа дала более 500 концертов во всех частях света, приняла участие в престижнейших музыкальных фестивалях. У группы, шокирующей своим скандальным и мужественным имиджем так называемое западное "моральное большинство", обнаружилось множество поклонников.
|